среда, 14 декабря 2016 г.

Планирование учебного проекта

Успешное преподавание и вовлечение учащихся в процесс обучения требует тщательного продумывания и планирования проекта. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.



Этапы работы над проектом


Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность учащихся. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, притом, что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения. Есть и другая особенность. Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, его цель поначалу должна носить скрытый характер, порождать проблему.

Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение ее личностным смыслом. Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности.

Соответственно следующий, второй этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей (не всегда реалистических), что еще больше укрепляет мотив к деятельности. Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана.

Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляются, что может несколько снизить мотив к деятельности. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. А иногда автор проекта мысленно уже достиг результата работы, эмоционально пережил это достижение; или, наоборот, объем предстоящей работы приводит к тому, что у автора опускаются руки, пропадает уверенность в успешном завершении проекта. Очевидно, что на этапе реализации учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности своих учеников.
По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии – завершающего этапа работы.
Итак, основные этапы работы над проектом
·                 проблематизация,
·                 целеполагание,
·                 планирование,
·                 реализация,
·                 рефлексия.
Начиная планировать работу над проектом, необходимо создать основу из согласования со стандартами обучения, осуществить постановку учебных целей, направляющих вопросов и плана оценивания.
Успешный проект надо планировать, постоянно помня о конечном результате, организовывать вокруг основных концепций и понятий. Нужно быть уверенным, что запланированные занятия помогут ученикам достичь поставленных вами целей и понять важнейшие концепции учебной темы или общую картину. Пройдя шаг за шагом весь курс, вы разработаете портфолио учебного проекта. Для этого вы должны выполнить следующие требования:
·     определить дидактические цели проекта, базируясь на государственных образовательных стандартах и умениях и качествах человека xxi века, которые помогут убедиться, что ученики глубоко вникают в главную сущностную область учебно темы;
·     сформулировать триаду направляющих вопросов, чтобы легче ориентировать проект на освоение содержания учебной темы и помочь учащимся сконцентрироваться на важных проблемах и концепциях, основанных на больших идеях;
·     спроектировать план оценивания, демонстрирующий текущее формирующее и итоговое оценивание, когда субъектом оценочной деятельности является ученик;

·     придумывать задания, где будут учитываться учебные потребности, которые будут учащихся с внешним миром и будут включать развивающие исследовательские задания с использованием информационных технологий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий