Под проектным обучением имеется в виду не только метод проектов, но и весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить учащегося проектированию. Для эффективного использования метода проектов важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших
составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий
учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс
на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого
задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний
по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с
учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую,
исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он
овладевает новыми знаниями.
Метод проектов
является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень
самостоятельности учащихся, их познавательной активности, развивает
коммуникативные навыки, мотивацию к обучению, дает опыт работы в команде, опыт
постановки и решения проблем, формирует навыки работы с различными видами
информации, т.е. формирует качества, необходимые в условиях построения
информационного общества. Несомненно, метод проектов можно использовать и без
применения информационно-коммуникационных технологий, но их применение дает
серьезные преимущества, т.к. позволяет в полной мере реализовать возможности
сотрудничества между учащимися и педагогами в ходе проектной деятельности.
Интеграция метода проектов и современных сетевых технологий в условиях
информационной образовательной среды XXI века позволяет педагогам развить у
учащихся ключевые компетенции. Особенно это актуально в связи с изменением
информационной образовательной среды, развитием сети Интернет.
Основные требования к использованию метода проектов:
•
Наличие значимой
в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей
интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например,
исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии
репортажей из разных концов земного шара по
одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).
•
Практическая,
теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о
демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние,
тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами
с места событий; охрана леса в
разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная
(индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
•
Структурирование
содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
•
Использование
исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач
исследования, выдвижениегипотезы их решения, обсуждение методов исследования,
оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка,
выводы (использование в ходе
совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов,
творческих отчетов, просмотров).
В современном словаре педагога все чаще
используются термины проект, проектирование, проектное знание, проектный метод,
проектная деятельность, что является не столько данью увлечения
инновационными процессами, сколько актуальной потребностью практики
образования. В ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование
к формированию проектировочных умений учащихся, таких, как умение выделить
проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения,
проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее
достижения, увидеть новую проблему и т. д.
Проектная деятельность как особая форма
учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Информационное общество основывается на достижениях информационных
технологий, но в сегодняшней зрелой форме оно ставит задачи не столько потребления,
сохранения и использования информации, сколько ее создания, критического осмысления,
интерпретации до того, как она будет далее распространяться и использоваться. Перед педагогами
стоит задача эффективного комплексного
использования информационных и образовательных технологий с целью развития у учащихся
ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых
человеку в XXI веке. Большое значение для решения данной проблемы имеет
использование проектного метода.
Работа с проектами занимает особое место в системе школьного
образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных
методах обучения. Это становится возможным потому, что школьники сами делают свой
выбор и проявляют инициативу.
С этой точки зрения хороший проект должен:
·
иметь
практическую ценность;
·
предполагать
проведение учащимися самостоятельных исследований;
·
быть
в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;
·
быть
гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения
актуальных проблем;
·
давать
ученику возможность учиться в соответствии с его способностями;
·
содействовать
проявлению способностей школьника при решении задач более широкого спектра;
·
способствовать
налаживанию взаимодействия между обучающимися.
Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел
для создания реального объекта/ теоретического продукта.
Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный
характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции
за определенный промежуток времени.
· информационный
· творческий
· социальный
· прикладной
· исследовательский
По содержанию
проекты можно классифицировать:
· монопредметный
· метапредметный
· относящийся к
области деятельности
По количеству
участников:
· Индивидуальный
· Парный
· Малогрупповой (5
человек)
· Групповой (до 15
человек)
· Коллективный
(класс и более)
Преимущества
персональных проектов:
· план работы над
проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
· у учащегося
формируется чувство ответственности,
· учащийся
приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,
· формирование у
учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) -
вполне управляемый процесс.
Преимущества
групповых проектов:
· в проектной
группе формируются навыки сотрудничества,
· проект может
быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,
· на каждом этапе
работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от
своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
· в рамках
проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути
решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности
повышает мотивацию.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и
задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять
перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная
деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а
значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Образование XXI века - это
образование для человека, его стержень – развивающая, культурологическая
доминанта, воспитание ответственной личности, которая способна к
самообразованию и саморазвитию, умеет критически мыслить, обрабатывать
разнообразную информацию, использовать приобретённые знания и умения для
творческого решения проблем, мечтает изменить на лучшее свою жизнь, жизнь своей
страны. Это обновлённое образование, когда работать по старым методам и
методикам невозможно.
Умения и качества
человека XXI века:
Проекты
дают возможность в контексте проблем реального мира связать различные учебные задачи,
задействовать благодаря работе с основополагающими идеями мышление высокого уровня
учащихся, вовлечь их в активный процесс обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий