четверг, 15 декабря 2016 г.

Метод проектов как педагогическая технология

Под проектным обучением имеется в виду не только метод проектов, но и весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить учащегося проектированию. Для эффективного использования метода проектов важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может под­сказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поис­ка, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, пред­полагающим владение определенной суммой знаний и через проек­тную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных зна­ний. Другими словами, от теории к практике, соединение академи­ческих знаний с прагматическими с соблюдением соответствующе­го баланса на каждом этапе обучения.


Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Метод проектов является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень самостоятельности учащихся, их познавательной активности, развивает коммуникативные навыки, мотивацию к обучению, дает опыт работы в команде, опыт постановки и решения проблем, формирует навыки работы с различными видами информации, т.е. формирует качества, необходимые в условиях построения информационного общества. Несомненно, метод проектов можно использовать и без применения информационно-коммуникационных технологий, но их применение дает серьезные преимущества, т.к. позволяет в полной мере реализовать возможности сотрудничества между учащимися и педагогами в ходе проектной деятельности. Интеграция метода проектов и современных сетевых технологий в условиях информационной образовательной среды XXI века позволяет педагогам развить у учащихся ключевые компетенции. Особенно это актуально в связи с изменением информационной образовательной среды, развитием сети Интернет.

Основные требования к использованию метода проектов:
      Наличие значимой в исследовательском, творческом плане про­блемы или задачи, требующей интегрированного знания, ис­следовательского поиска для ее решения (например, исследо­вание демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).
      Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии реги­она, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, про­слеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) дея­тельность учащихся.
      Структурирование содержательной части проекта (с указани­ем поэтапных результатов).
      Использование исследовательских методов: определение про­блемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижениегипотезы их решения, обсуждение методов исследования, офор­мление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отче­тов, просмотров).
 В современном словаре педагога все чаще используются термины проект, проектирование, проектное знание, проектный метод, проектная деятельность, что является не столько данью увлечения инновационными процессами, сколько актуальной потребностью практики образования. В ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных умений учащихся, таких, как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и т. д.
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Информационное общество основывается на достижениях информационных технологий, но в сегодняшней зрелой форме оно ставит задачи не столько потребления, сохранения и использования информации, сколько ее создания, критического осмысления, интерпретации до того, как она будет далее распространяться и использоваться. Перед педагогами стоит задача эффективного комплексного использования информационных и образовательных технологий с целью развития у учащихся ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI веке. Большое значение для решения данной проблемы имеет использование проектного метода.
Работа с проектами занимает особое место в системе школьного образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
С этой точки зрения хороший проект должен:
·     иметь практическую ценность;
·     предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
·     быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;
·     быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем;
·     давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями;
·     содействовать проявлению способностей школьника при решении задач более широкого спектра;
·     способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.
Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта.

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
·     информационный
·     творческий
·     социальный
·     прикладной
·     исследовательский
По содержанию проекты можно классифицировать:
·     монопредметный
·     метапредметный
·     относящийся к области деятельности
По количеству участников:
·     Индивидуальный
·     Парный
·     Малогрупповой (5 человек)
·     Групповой (до 15 человек)
·     Коллективный (класс и более)
Преимущества персональных проектов:
·     план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
·     у учащегося формируется чувство ответственности,
·     учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,
·     формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.
Преимущества групповых проектов:
·     в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
·     проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,
·     на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
·     в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Образование XXI века - это образование для человека, его стержень – развивающая, культурологическая доминанта, воспитание ответственной личности, которая способна к самообразованию и саморазвитию, умеет критически мыслить, обрабатывать разнообразную информацию, использовать приобретённые знания и умения для творческого решения проблем, мечтает изменить на лучшее свою жизнь, жизнь своей страны. Это обновлённое образование, когда работать по старым методам и методикам невозможно.
Умения и качества человека XXI века:


Проекты дают возможность в контексте проблем реального мира связать различные учебные задачи, задействовать благодаря работе с основополагающими идеями мышление высокого уровня учащихся, вовлечь их в активный процесс обучения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий